Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос весёлым, счастливым, радовался жизни и, конечно, имел много друзей. Но иногда малыш не знает, как правильно общаться. Порой ожидания взрослых не оправдываются, их крошка растет необщительным, замкнутым. У любого поведения есть причины. Психологи выделяют некоторые из них, которые могут помешать комфортному общению ребёнка со сверстниками. Специалисты едины во мнении – все идет из семьи. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка общаться со сверстниками.
Причины, по которым ребёнок не общается со сверстниками
- Ребёнок может стесняться, чувствовать неуверенность в себе, в школе для этого ситуаций особенно много. Робкие дети боятся сделать что-то не так: даже ответить на уроке или выйти к доске для них представляет большую сложность. Им приходится преодолевать себя, чтобы завести разговор со сверстниками. Уверенный в себе ребёнок начинает общаться, может обратиться за помощью или предложить её сам. Позже это перерастает в дружбу. Если же малыш испытывает дискомфорт, то возникает риск остаться без друзей. Причина некомфортного поведения в коллективе – неуверенность в себе, заниженная самооценка, которые и приводят к неумению адаптироваться в коллективе.
- В силу определенных семейных обстоятельств у малыша могут быть просто не развиты навыки коммуникации: умение слышать собеседника не перебивая, корректно присоединяться к диалогу, не обижаясь, реагировать на критику, высказывать свое мнение.
- Ребёнок может вести себя агрессивно, тем самым отталкивая одноклассников от себя. Причины агрессии кроются в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, малышу приходится наблюдать сцены насилия дома, испытывать постоянные страхи. Также это может быть причиной того, что ребёнок в силу возраста не в состоянии разрешить непонятную для него ситуацию. И видит он только один выход – подраться.
- Очень часто ребёнок не может за себя постоять и даже не стремится к этому. Например, одноклассники отбирают у него ручку или цветную бумагу, а он либо идёт жаловаться, либо делает вид, что ничего не происходит. Такому ребёнку в коллективе сложнее всего, потому что если он не постоял за себя один раз, задираться начнут и другие обидчики. Причины такого поведения в семье: ребёнку не позволяют высказывать свое мнение, поэтому в школе он повторяет привычное поведение. Может быть и прямо противоположная ситуация – близкие слишком мягко общаются с ребёнком, и он не привык к агрессии. Подобную ситуацию нужно как можно скорее корректировать у психолога, чтобы помочь ребёнку.
- Ребёнок может быть интровертного психотипа. Таким детям комфортно играть одним, они избирательны в общении, в кругу семьи они могут проявлять активность, а в обществе молчаливы.
Основы общения в юном возрасте
Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками, то нужно научить его основам коммуникации.
- Эмпатия улучшает отношения. Если друг упал, научите ребёнка, что нужно помочь ему встать. Если товарищу подарили велосипед, научите ребёнка порадоваться за него.
- Дорожим дружбой. Малыши не до конца усваивают понятие «дружба». Они называют другом того, с кем только что играли в песочнице. Но с раннего детства нужно внушать сыну или дочери мысли о взаимном уважении, поддержке, помощи и понимании.
- Честность и справедливость. Многие дети любят фантазировать. Если при этом нет никакого вреда другим людям, то ничего страшного. Если же малыш начинает врать кому-то, объясните, что это нехорошо. Так же и с принципами справедливости.
- Уважаем себя и других. Объясните ребёнку, что он должен уметь постоять за себя и не давать себя в обиду. И в то же время нельзя унижать других детей и утверждаться за их счёт. Во всем должна быть золотая середина.
Обучение ребёнка общению
Если ребёнок не общается со сверстниками, нужно научить его этому. Здесь помогут несколько советов.
- Нельзя плохо отзываться о ребёнке, выражать недовольство, унижать и принижать его. Если он совершил какой-то проступок, ограничьтесь справедливой критикой.
- Не нужно предъявлять множество претензий, иначе у ребёнка разовьется комплекс неполноценности.
- Разговаривайте с малышом доброжелательным тоном. Он должен быть уверен, что его любят и ценят, что о нем заботятся и всегда поддержат.
- Формируйте в сыне или дочери самостоятельность. Позвольте детям самим принимать решения и нести ответственность за последствия. Даже если они сделают что-то не так, у них будет опыт. А отрицательный опыт ещё никому не помешал.
В идеале семья для ребёнка должна ассоциироваться со словосочетанием «мой дом – моя крепость». Другими словами, то место, где можно расслабиться, творить, самовыражаться, высказать своё мнение с уверенностью, что близкие выслушают и услышат, помогут, подскажут, не будут критиковать. И насколько ребёнок в семье является полноценным членом, насколько его мнение учитывается – зависит от старшего поколения. В таком ключе формируется и самооценка ребёнка. Если он привык, что его не слушают и не уважают в кругу семьи, то и в компании сверстников он будет допускать к себе такое отношение. Если родители хотят видеть ребёнка успешным и уверенным в себе, то формировать необходимые качества следует с детства, уважая маленького человека, советуясь с ним, как со взрослым членом семьи.